10. Ката и формальные упражнения (кихон) для чего?

Существуют практики ян, и практики инь. И здесь надо навести порядок.

Кихон - это иньская практика - способ познания биомеханической структуры вашего движения как бы самого по-себе, без привязки к относительным характеристикам конкретного противника или снаряда (твёрдость и вес мешка, или рост и вес соперника, его манера боя и т.п.)

Через практику одиночной внутренней работы боец осуществляет САМОПОДГОТОВКУ, поиск гармонии и предельной рациональности методом интерпретации сигналов, идущих в его мозг от СОБСТВЕННОГО тела при совершении тех или иных движений.

Стоит всё же задуматься - зачем это создатели боевых систем прошлого ЕЖЕДНЕВНО ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ своей практики и СТОЛЕТИЯМИ существования Школ шлифовали и создавали для нас эти ката и кихон?

С позиции скороспелых талантов весь их труд насмарку - благодарные потомки решили выкинуть труды старых мастеров на помойку истории! Мотивируется такое поспешное и наивное пренебрежение, как правило, тем, что невозможно убедительно продемонстрировать явные доказательства в пользу кихона. Действительно нет в нём большой пользы для того, кто желает просто научиться "за себя постоять" - здесь вполне достаточно наработать пару боксёрских ударов и несколько ударов ногами по нижнему уровню.

Наверное не осталось уже таких, кто свято верит в необходимость подготовки для обычной уличной драки с помощью канонических форм. В наше время безоружных состязаний один на один вся механика древних техник, что рассчитана на противодействие длинному холодному оружию, уже не актуальна. Но всё-таки выбрасывать её не стоит, мало-ли что.

Здесь надо понять, что польза или бесполезность классического кихона и ката не доказывается через пару лет занятий (тем более не доказывается она в спортивно-игровом безоружном спарринге).

Ключевым моментом в постижении технических действий в ката является эмоция, особый внутренне прочувствованный образ, психологическое состояние при выполнении того или иного элемента техники.  

Кто-то может подумать, что проявление эмоций - это когда ты бьёшь в пятак врагу с жутким воем и перекошенным от злости лицом, но это как-раз признак неумения трансформировать эмоциональное возбуждение в действие. Эмоция должна полностью трансформироваться в энергию конкретного и предельно рационального действия. Когда психическое напряжение преобразовано в физическое действие до конца и в нужном направлении, то лицевые мышцы тут никак не затрагиваются и орать и выпучивать глаза тоже не возникает желания.

Если ты выучил технику в ката до состояния внешней безупречности формы, то следующий этап - научится наполнять её эмоциональной энергией (полностью контролируя при этом эмоцию разумом) создавая тем самым себе особую поддержку, отчего каждое действие наливается ещё большей силой.

Мастер тренирует не просто форму, он тренирует УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГИЕЙ внутри формы. Отрабатывая различные технические комбинации, мастер постоянно тренирует себя через собственное воображение, окультуривая свои эмоции, с целью научиться управлять ими.

Такая внутренняя работа должна быть прежде всего нацелена на окультуривание двух фундаметальных эмоциональных энергий - страха за своё тело и гнева в адрес нападающего.

На продвинутом уровне постижения боевого искусства эти две замутняющие и разрушающие адекватность восприятия эмоции "переплавляются" в чистую энергию и далее познаются всё более утончённые оттенки внутренних переживаний, связанных с ситуациями поединка. Именно через такую практику в ката возможно придти к пониманию той самой энергии "ки", или "ци". Ведь эта "внутренняя энергия" в виде ощущения полного единства и согласованности есть проекция на состояние физического тела особого состояния психики человека, научившегося контролировать себя на эмоциональном уровне.

Особенно важно тренировать и окультуривать ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ энергии вашего действия (помимо неё в энергию действия входит энергия мышечных сокращений, энергия ментального сосредоточения, сила иннерции движущегося тела и множество других составляющих) через воображение предельной опасности во время исполнения ката, только так возможно проникнуть в их смысл.

По сути ката  есть завещанные нам "тренажёры" для развития контроля  эмоциональной способности к концентрированному управлению своими внутренними ощущениями. То есть ката учат нас на несколько ином уровне. Формальные комплексы - вещь утончённая, связанная с тренировкой эмоций (да, да, эмоции тоже нужно тренировать!) и ката связаны лишь косвенно, а не напрямую с прикладным боевым аспектом.

Но зато и эффект от иньских практик (кихон и ката, плюс медитация) позволяет значительно продлить свою боевую функциональность и поддерживать внутреннюю энергию до самого преклонного возраста! В отличие от яньской практики контактного боя, которую нужно всегда осторожно дозировать, так как в неправильной "пропорции" спарринговая нагрузка будет попросту разрушать ваше тело постоянными травмами и повреждениями внутренних органов.


 Часто начинающие говорят, что ничего не почувствовали в плане пользы от проработки классических форм движений - это ничего не значит, ибо вы и в плане карате в целом ничего толком почувствовать не сможете, покуда не перешагнёте ПЯТНАДЦАТИЛЕТНИЙ СТАЖ ЕЖЕДНЕВНЫХ ТРЕНИРОВОК ПО ДВЕ ТРЕНИРОВКИ В ДЕНЬ!

Это значит: утром кихон - как гимнастика перед работой, вечером (когда нет тренировки с напарником в зале) опять кихон - после работы, плюс кросс и качалка в выходные.

Действительно сейчас полно великолепных бойцов не знающих ни одной древней ката. Но ката ведь не для выступающих на татами спортсменов-единоборцев создавались. В спортивном безоружном бою один на один нет таких задач, как научить работать против нескольких нападающих с длинным холодным оружием, атакующих с разных сторон.

Но против меча, шеста, или копья не поможет прыгание с поднятыми руками в боксёрской стойке, как раз тут и необходимы низкие классические позиции, оказываются востребованы способы атак и защит неудобные и неприменяемые в противостоянии безоружных.

К примеру, атакующие движения рук в канонической манере идут от бедра по той простой причине, что на поясе носили короткое холодное оружие и движение руки моделирует выхватывание его и тут же следует удар. Следует помнить, что у канонизированных форм просто-напросто ИНОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, которое я постараюсь раскрыть ниже.

Польза кихона скрыта и не проявляется быстро. Это иная, "теневая" сторона подготовки.

Работа с безоружным партнёром и на мешке для целей противостояния один на один с равным противником - это практики ян, работа же над пониманием древнего наследия по противодействию вооружённым длинным оружием нескольким противникам через кихон и ката - инь-практика.


 Вообще, когда работаешь без партнёра и без снаряда, то есть когда отсутствует внешний материальный объект приложения физической силы, то сознание и восприятие вынужденно "уходит внутрь". Такая внутренняя концентрация внимания по-сути есть активная форма медитации.

Медитация - это умение оперировать настройками восприятия - различными ритмами работы мозга.

Ритуальная окраска движений и стандартизированность схем ката с поверхностной точки зрения как бы уводят нас от целей реального боя, но с глубинной точки зрения стандартизированность и ритуализованность движений здесь попросту НЕОБХОДИМЫ - они нужны для развития навыков слушания и понимания РИТМОВ, что образуются продуманной композицией из канонических движений - это является подлинной целью практики кихона и ката, а вовсе не отработка через них прикладной техники.

Ката, поэтому не имеет очевидного прямого прикладного смысла, но имеет скрытый смысл - этот смысл в развитии чувства РИТМА. И критиковать ката за отсутствие практической пользы можно конечно, но только если не видеть их подлинного предназначения, которое состоит не в "прикладухе", а в развитии более утончённых навыков, чем простая постановка рабочей техники.

Кто торопятся презрительно посмеяться над ката, смеются над собственным недалёким пониманием боевого искусства.



Кихон и вправду часто слишком обусловлен геометрической эстетикой в ущерб реалистичности применения - именно поэтому я считаю его никакой НЕ БАЗОЙ, а УПРАЖНЕНИЕМ ДЛЯ ПРОДВИНУТЫХ, считаю вредным и ненужным НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ обучения.

Но вот уже после овладения навыками свободной работы в парах (первые полгода занятий) постепенно вводимая трудность овладения жёстким каноном позволяет ученикам глубоко осознать свои движения с тем, чтобы выйти на некие ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ резервы (ощутить моменты зарождения импульса, точки опоры, рычаги) в своих двигательных навыках.

Кихон даёт ученику структурное, концептуальное понимание той Школы, в которой он выбрал совершенствоваться. Также, как архитектурный чертёж здания даёт вам понимание того, что можно построить.

НО КИХОН НЕ ОСВОБОЖДАЕТ ВАС ОТ НЕОБХОДИМОСТИ ПАРНОЙ РАБОТЫ И ТРЕНИРОВОЧНЫХ ПОЕДИНКОВ, точно так же, как и архитектурный чертёж не гарантирует вам своего воплощения в реальность и не освобождает строителей от необходимости месить цемент и таскать кирпичи.


Проблема в том, что из практики ката часто делают фетиш. Но, ведь очевидно то, что НЕЛЬЗЯ СТАТЬ БОЙЦОМ НА ОСНОВЕ ДАЖЕ ОЧЕНЬ ГЛУБОКИХ ЗНАНИЙ КАТА И КИХОНА также, как и нельзя жить в виртуальном здании, нарисованном в чертеже.

Конечно, строить большое здание без продуманного и просчитанного чертежа - опасная и глупая затея, чреватая кривизной и даже обрушением всего построенного в итоге. Но как просчитывается любой чертёж? Правильно - на основе науки о сопротивлении материалов (в нашем случае - это должен быть опыт парной работы и поединков)!

Кихон называют «базовой техникой», или даже эту работу в воздух уверенно объявляют «отправным фундаментом». Не согласен. Разумнее сравнивать кихон с умозрительным представлением о реальности, или чертежом предполагаемого к постройке «здания» из кирпичиков прикладных навыков и умений, что могут быть развиты только в парной работе.  Для того, чтобы разрабатывать адекватные чертежи, необходимо сперва узнать физические свойства стройматериалов. Аналогично, прежде чем тренироваться и формировать навыки в кихон и ката - избивая с криками воздух, ученик должен испытать и надёжно запомнить сопротивление физических объектов в парной работе и на мешке. Это и будет подлинная «база» для последующего развития навыков.

База и суть подготовки к бою - в развитии НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ с энергией нападающего.

Поэтому фундамент, основа будущего развития ученика, истинная база - это те упражнения, где есть понятие дистанции и ритма ПАРНОЙ работы!

Нужно с первых дней насыщать мышечную память ученика реалистичным опытом, чтобы тот мог развиваться правильно. Тогда в одиночных упражнениях он сможет точно воспроизводить в своём теле память об ощущении встречного сопротивления. Соответственно, выполняя кихон и ката, он будет грамотно согласовывать работу мышц и баланс в стойках - именно по тем векторам приложения силы, что имеют место в реальности боя, а не в реальности его воображения.

Исходя из этого преподавать кихон (тем более ката) нужно лишь после относительно свободного опыта парной работы.



Я за то, чтобы находясь в зале максимально использовать возможности парной работы и

ПРАКТИКОВАТЬ КИХОН И КАТА ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕНИРОВАТЬСЯ В ПАРЕ.

Также я не согласен с тем, чтобы начинать обучение новичков полагаясь на канонические формы в одиночном исполнении, вместо этого новичок должен СРАЗУ ПОГРУЗИТЬСЯ В ОПЫТ ПАРНОЙ РАБОТЫ, а осваивать кихон в факультативном, так сказать, режиме - попутно.

Но ведь это не означает, что мы должны вообще выбросить кихон и ката из практики. Просто данному способу тренинга следует назначить адекватное место и понять его роль.


Тренируйтесь годами, ежедневно "прокручивая" индивидуальный комплекс, составленный из нескольких ваших любимых ката, непреклонно углубляя понимание, проникая в каждую деталь в поисках смысла. И если вы этого смысла не находите, то просто не делайте такое ката, не тратьте время на ерунду. Возможно непонятное для вас ката действительно полнейшая туфта, созданная каким-нибудь японским фантазёром ради показательных выступлений, а может это ваш уровень еще не позволяет постичь скрытые смыслы, кто знает. Я в своё время выучил более 30 ката, но оставил себе для постоянной практики лишь несколько, в которых нахожу для себя пользу.

Но учтите, что с годами практики представление о нужности и ненужности, о сложности и простоте некоторых ката сильно меняется и сам комплекс индивидуально подобранных ката неизбежно будет перестраиваться и эволюционировать вместе с вами.


Неправильно удовлетворяться выполнением ката один раз в стандартном виде, следует по несколько раз "пропускать" схему ката через РАЗНЫЕ РИТМЫ, экспериментировать с различными состояниями внутренней и внешней концентрации.

Для получения наибольшей пользы каждое ката я выполняю как бы "накладывая" движения на концептуальное Знание древнекитайской  системы У-Син, используемой в древнекитайской медицине и также в боевых искусствах этой нации (стили Пяти Животных):

Японское карате в своём происхождении имеет китайские корни, поэтому в использовании китайских концепций здесь проявляется не экспериментаторство даже, а возврат к первоистокам.

Согласно системе У-Син ДВИЖЕНИЕ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ ЭНЕРГИИ в нашем мире можно представить, как особую схему взаимодействия Пяти Элементов.

Что такое эти элементы можно объяснять бесконечно. Поэтому здесь скажем лишь необходимое: Элементы не следует понимать буквально по названию. Каждый из них представляет собой ОТРАЖЕНИЕ ВСЕЛЕНСКОГО ЗАКОНА, ФОРМУ ЭНЕРГИИ - ЕЁ СИМВОЛ, СЛУЖАЩИЙ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, КАК КЛЮЧ НАСТРОЙКИ ВОСПРИЯТИЯ.

Система У-Син может быть интерпретирована не только для нужд акупунктурной медицины, но и в любом ином ракурсе, ГДЕ ТОЛЬКО СУЩЕСТВУЕТ ДВИЖЕНИЕ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ. В том числе Система Пяти Элементов может быть представлена и как поведенческая стратегия, где каждый Элемент-символ,  будучи выраженным через мысль и эмоцию, проявляется вовне - в поведении человека и стиле его движений!

Далее даю пример того как, исходя из данной концепции, можно практиковать ката - по системе преобразования энергии У-Син:

1. "Вода". Согласно данному символу (текучесть, расслабленность) первый раз ката делается ненапряжённо в плавном и раслабленном стиле (чтобы освежить в памяти схему перемещений и проработать детали);

2. Вода питает "Дерево". Выполняя то же ката во второй раз я использую настройки на образы и символизм "дерева" - особое внимание уделяю вертикальному положению корпуса, распределению баланса и равновесию, отслеживаю ритмику;

3. Дерево питает "Огонь". В третий раз выполняю ката в состоянии подобной огню ярости, с полной самоотдачей, выкриком в момент концентрации и максимальной скоростью;

4. Огонь завершает цикл преобразования, он разрушает все структуры и после огня образуется прах - элемент "Земля". Поэтому на четвёртой стадии надо успокоить дыхание и сердце, ката делается медленно с силовым дыханием Ибуки и статическим напряжением мышц, в психологическом состоянии некой тяжести и устойчивости - образы земли и камня;

5. Наконец, земля (здесь обычно при объяснениях используют аналогию добычи руд) порождает особенный пятый элемент (потому как он уже не чисто природный, а рукотворный) - "Металл". И здесь особая стадия - осмысливаются возможности использования холодного оружия в контексте двигательных навыков, взятых из конкретной ката.


Можно просто попытаться ещё раз выполнить ката, но уже с коротким холодным оружием в руках.

Каноническая техника карате создана в средневековую эпоху и несёт в себе отпечаток той суровой реальности, когда почти всегда подразумевалось холодное оружие в руках противников, поэтому структура канонических движений такова, что в неё легко встраивается использование либо ножа, либо короткого меча, при этом механика движений практически не изменяется, так что в адаптации схемы ката под короткое оружие особых трудностей не возникнет.


Отсюда, кстати, происходит неудобство и неприменяемость традиционного "кихона" в современных спортивных безоружных поединках, отчего многие одержимые спортивным азартом поспешно утверждают, что ката "бесполезны". Для спортивных турниров действительно так, но попробуйте представить, что пришлось взять в руки меч, или копьё - сразу и вспомните про необходимость ката, поскольку от тщательной отработки перемещений, баланса в стойках, способов защит и атак станет зависеть ваша жизнь, а не ваше место на фанерном кубе. Бестолковое размахивание мечом, копьём, или шестом без наработки грамотных перемещений и траекторий (чему и учат древние ката) не принесёт удачу даже самому титулованному чемпиону в больших перчатках и шлеме. 

Выполняя каждое ката по вышеописанному циклу взаимоусиления энергий Пяти Элементов, вы через такую практику достигаете заметного роста собственной внутренней энергии,  попутно получаете возможность прочувствовать сущность каждого Элемента, интуитивно постичь саму концепцию У-Син!

Можно проделать те же активные медитации по системе У-Син, но уже по циклу взаиморазрушения: "Вода" тушит "Огонь", "Огонь" плавит "Металл", "Металл" рубит "Дерево", "Дерево" забирает соки "Земли", "Земля" впитывает "Воду".

Ощущения будут совершенно иные - практикуя по циклу разрушения вы не будете подзаряжаться энергией, а будете испытывать странный психологический дискомфорт и раздражение, при этом тело будет быстро уставать. Но зато при самообладании есть шанс постигнуть и проработать конкретное ката намного глубже.

Избыток позитивных эмоций от поддерживающих друг друга энергий доставляет радость, но и несколько притупляет восприятие, делая его поверхностным, а вот работа на взаимно конфликтующих энергиях, в состоянии потери сил придаёт восприятию чуткость и глубину.

Все ката выполняются в обе стороны - как в традиционном варианте, так и в зеркально-симметричном. То есть каждое ката в итоге делается десять раз.

Если на каждое выполнение (с учётом задержек на преодоление одышки, поправление сбившегося костюма и т.п. трудностей) в среднем затрачивается по две минуты, то комплекс из пяти форм будет сделан в таком режиме за 100 минут. Учитывая необходимость отдельных пауз на отдых и питьё воды, щедро добавляем 20 мин. Получается два часа на то, чтобы углублённо проработать 5 ката по данной методике. Стоит практиковать этот метод хотя бы раз в неделю!

Верно то, что было бы безумием рассчитывать выстроить свою боеспособность исключительно через ката, игнорируя тренировочный бой с партнером и тренировку на снарядах. Путь к мастерству - избегать лени и тренироваться честно с мыслью о том, что исследование древнего наследия и формальные одиночные упражнения - это лишь часть громадной работы, и глупо пытаться заменить ими работу с партнером и на снарядах.

 
 
 

Copyright © 2013 Все права защищены.     Создание сайта Koors media