9.  Работа над техникой в парах.

Самой распространенной ошибкой при отработке условных комбинаций в парах является неправдоподобность техники из-за неверной дистанции, "приклеенных" к полу ступнях, то есть отсутствия тактического маневрирования, или показушная работа партнеров в нарочно упрощенных удобных позициях - "танцы заблудших" - непонимание партнерами механики и скорости реальных ударов и бросков.

Поскольку на обычных занятиях мы работаем с минимумом защитного снаряжения, мы не можем наносить реальные удары по уязвимым местам (глаза, горло, пах) но мы должны правдоподобно отрабатывать такие ситуации. Это достигается при тщательной отработке траектории удара и контроле обеими партнерами его конечной фазы, чтобы как обороняющийся мог вовремя сделать защиту или уклон, так и атакующий мог резко остановить свое действие и избежать риска травм. Партнеры обязаны договориться между собой о стиле работы (замедленный с контактом, или скоростной с остановкой бьющей конечности в сантиметре от цели) о силе самих ударов, которую оба в состоянии терпеть без вреда.

Не стоит превращать отработку условных связок в соперничество по скорости и неожиданности действий, так вы конечно почувствуете превосходство над партнером, но в итоге из-за возникающей суеты и глупого соперничества возрастает риск травм, к тому же ни он, ни вы ничего не поймете про отрабатываемую технику. В отработку боевых связок обеим партнерам следует включаться на повышенном внимании и взаимной осторожности, "погружаться" в связку до глубины осознания всех тонкостей движений и не торопиться до тех пор, пока не придет навык автоматического и точного выполнения разучиваемых техник.

На обычных тренировках использование защитного снаряжения партнерами должно быть сведено к минимуму. Нужно постепенно приучать свое тело к терпимой болевой нагрузке. Во время отработки задания партнеры должны сами договариваться о скорости работы, а также о силе ударов, болевых ущемлений и т.п., которую каждый способен вытерпеть близко к интуитивно определяемому порогу, рассчитанному на заживление всех мелких ушибов и ссадин к следующей тренировке.

Нужно очень тщательно соблюдать эту грань - чтобы приобрести невосприимчивость к сильным ударам нужно каждый раз работать с партнером на обоюдно согласованной границе боли, но не переходить за критический предел, не разрушать здоровье не обращая внимания на травмы. Иначе "накапливая" незажившие ушибы и растяжения вы неизбежно приближаете час расплаты за нетерпение и фанатизм, создавая предпосылки к серьёзной травме, которая уже заставит вас "отдохнуть", надолго остановив ваш прогресс и перечеркнув разом все многолетние наработки!

Постепенно ученики начинают хорошо чувствовать свое тело в этом отношении и через год-два последовательных тренировок значительно прогрессируют в умении контролировать боль и в искусстве отклонять силу атаки соперника так, что работают уже на максимальной динамике без защитного снаряжения, по возможности моделируя реальную схватку! При таком методе подготовки, естественно, не производится прямых атак в уязвимые точки, удар наносится со смещением в прилегающую область, либо, при росте мастерства, с резкой остановкой непосредственно вблизи от уязвимой точки. От партнеров требуется очень высокая дисциплина, осознание риска и взаимоуважение.

Запрет правил на обозначение атак в области паха, горла, глаз и т.п. уязвимых мест приводит к тому, что многие мечтающие выступить на соревнованиях и "победить" не изучают боевое искусство, как таковое, а лишь балуются игрой в него. Гораздо разумнее и практичнее пренебречь всей модой и агитацией пиар-машины, обслуживающей спорт, и заняться собственно боевым искусством, а не подготовкой к очередным выступлениям перед публикой.

Боец в спортивном поединке защищенный сводом правил и еще специальным снаряжением оказывается озабоченным только своей условной победой, у него другие цели и ему просто невыгодно тренировать свое восприятие потенциальной опасности, так как рефери это не оценивает.

Без серьезных последствий пропуская удар за ударом по разрешённым сравнительно нечувствительным участкам тела, он в свою очередь также суетливо спешит завалить соперника количеством беспорядочных действий, чтобы наработать «очки» в глазах судей. Не чувствуя боли в шлеме, накладках и щитках, не заботясь о защите опасных зон (таких, как горло, глаза, пах) спортсмен откровенно пренебрегает защитой этих смертельных зон, безопасной дистанцией и ведет себя, как бессмертный, почти постоянно оказываясь в ситуациях, которые привели бы его к мгновенному поражению вне татами или ринга.

Надо понимать, что спортивный поединок по ограничивающим эффективность техник правилам, на ровной площадке, в удобной и легкой одежде, в защитном снаряжении, по ожидаемому сигналу, в окружении эмоционально подбадривающих зрителей, при ярком освещении, в отсутствие других противников (всегда один на один, да к тому же с партнером равного веса), отсутствии таких препятствий, как мебель, стекло, столы и стулья и в присутствии неусыпно следящего, "как бы чего не вышло" заботливого рефери - такой условный поединок, несмотря на проявленное мужество и даже травмы участников, как небо от земли далёк от реальных ситуаций!

Никогда не следует забывать, что благородный вызов "один - на один, ниже пояса не бьём" мало популярен в среде тех, кто решает свои проблемы грабежом и насилием. Практичнее тренировать действия от нападения нескольких противников одновременно, к тому же превосходящих вас по весу и силе! Столкновение возможно в переполненном людьми транспорте, в лифте, на лестничной клетке, в темном подъезде, к тому же в руках у вас может оказаться сумка с ключами, деньгами и документами (и как расстаться с ней, так и постараться оставить при себе будет очень не легко), вы можете идти вместе с ребенком, или с подругой, которых также потребуется защитить.

Не суметь за секунды нейтрализовать нападающих при таком раскладе может дорого стоить, из-за того, что вы на тренировках занимались "изучением правил", ради желания доставить радость зрителям и угодить судьям на соревнованиях вместо того, чтобы отрабатывать до автоматизма реальные техники мгновенного "выключения света" у агрессора. Поэтому боец, не набивающий кулаки и голени, не тренирующий опасную технику нанесения предельно разрушительных ударов без защитного снаряжения и ограничивающих рамок правил, а готовящийся лишь к победе на соревнованиях в мягких перчатках и шлеме – не Воин, а большей частью Игрок, пускай он будет и очень сильный и высоко координированный, но, по сути, мало чем отличающийся от таких же хоккеиста, футболиста, или увлеченного любым другим игровым и силовым видом спорта.

Все виды спорта, конечно-же, развивают многие полезные качества (скорость реакции, умение работать в команде, физическую выносливость) и это само по-себе великолепно, а часто очень красиво и зрелищно, но тут надо уметь различать: в отличие от боевого искусства, возникшего из потребности защитить человеческую жизнь и достоинство, игровые виды спорта не имеют прямого практического прикладного смысла, они произошли из потребности в заполнении досуга, изначально являют собой игровое развлечение для участников и забаву для зрителей на трибунах. Нет, пожалуй, есть и практичные исключения: чемпион кёрлинга завершив карьеру сможет показать свою золотую медаль при устройстве на работу уборщиком, он будет очень результативен в отскабливании пятен с пола! А овладев умением отнимать мяч в регби, можно добывать себе пропитание воруя дыни с рынка! :)

Те организации в нашем деле, что давно соблазнились на яркие приманки игрового спорта и вместо смертельно опасной науки, что должна преподаваться в узком кругу для избранных, превращаются в массовую коллективную физкультуру, тем самым забывают про исходное предназначение боевого искусства, предают истоки своего возникновения ради соблазнов шоубизнеса и масскультуры, в обмен на дешёвое признание у обывательской публики, и таким образом необратимо теряют силу!

Истинный адепт боевого искусства предпочтет жажду условной спортивной победы тренингу, максимально приближенному к условиям уличного поединка, не обусловленного игрой "по правилам". Называющий себя бойцом должен подумать: тратит ли он свою энергию и время тренировок на познание опасности реальной схватки, или, выступая для публики, больше тратит время на познание собственного тщеславия.

Кто-то ратует за спорт, как средство проверки силы и характера, я же - за осторожную и вдумчивую отработку жестоких и реалистичных техник, как средство более глубокого понимания искусства боя. Извечное противоречие не решить однозначно, здесь нужно просто понять предназначение того и другого подходов.

Спортивные поединки в защитном снаряжении в определенном объеме нужно проводить обязательно и регулярно для проверки таких наработок, как скорость и сила бросков и ударов, умение чувствовать дистанцию, для того, чтобы быть психологически готовым к жесткому физическому противостоянию и неожиданному действию со стороны противника, но делать из состязаний публичный фетиш, ставить их самоцелью и создавать на их результатах рейтинг "лучших" - сомнительное занятие. Ведь содержание спортивных правил, рассчитанных на презентацию поединка непосвящённому обывателю неизбежно будет подчинёно уродливому компромиссу: между соображением "как бы чего не вышло" и одновременным стремлением обслужить жадные до сенсаций потребности массового зрелища. Поэтому мир публичных спортивных состязаний с одной стороны не лишён обусловленной ревностным отношением к результатам лжи, в виде постоянно обсуждаемых судейских «подстав», а с другой, технической стороны, упрощён и схематичен, так как основной фактор успеха в реальном рукопашном противостоянии - это фактор внезапности и неожиданности - задавлен заранее оговариваемыми условиями и правилами поединка.

Спортивный раздел любой Школы, это всего-лишь её система тестирования, которую любят выставлять напоказ, а иногда и провозглашать самим боевым искусством! Но спорт не может вместить всё боевое искусство, а уж тем-более никогда не вместит то, что мы называем Путём Воина. Ведь этот Путь представляет собой СПОСОБ ЖИТЬ, а не способ добиваться какой-то награды и признания от окружающих.

 
 
 

Copyright © 2013 Все права защищены.     Создание сайта Koors media