В средние века во времена становления школ воинских искусств эффективность обучения напрямую зависела от суровости испытаний, которым наставники подвергали учеников, так как полная опасностей жизнь всех заставляла придерживаться бескомпромиссной практичности в методиках обучения и правилах тренировочных поединков.

Не было такого, как сейчас, когда ученик решает приходить в зал пару раз в месяц, и даже придя позволяет себе не проявлять внимания к заданиям инструктора.

Нерадивых и ленивых били палкой и выгоняли за двери Школы, а единственная ошибка в учебном поединке сразу приравнивалась к смерти, а не к раздаче «очков».

А сегодня, живя в комфорте и защищённости, мы все расслабились. Боевые искусства уже воспринимаются взрослыми как развлечение для подростков, а те в подавляющем большинстве самосовершенствованию через физические тренировки предпочитают тренировать свою пятую точку на усидчивость, постигая в компьютерных играх виртуальный домашний экстрим.

В попытках привлечь молодёжь в залы наставники боевых искусств ищут компромисс с потребительской ментальностью современного социума и повальной модой на праздничный досуг, из-за чего вынуждены играть роль массовиков-затейников череды шумных публичных мероприятий.


Сегодня для законопослушного гражданина (если он соблюдает элементарные принципы личной безопасности) есть возможность надёжно избегать рискованных ситуаций и переживать их лишь в виде фантазий – дома, смотря боевики по телевизору. Среднестатистическому взрослому обывателю представляется крайне не логичным отдавать свои деньги за возможность получать синяки и травмы, посвящать свободное время такому напрягающему занятию, как посещение клуба контактных единоборств.

Деятельностью и всеми поступками обычного человека движут только две силы: стремление избежать боли и получить как можно больше удовольствия.
Насаждается мода на пресловутое "позитивное мышление". Якобы то не правильно - озабочивать психику подготовкой себя к неприятным и опасным ситуациям, ведь согласно учению о необходимости непрерывно позитивно мыслить, нельзя думать о "плохом" - вдруг то и случится.

Но вас обманывают - все эти психологи, бизнес-тренеры и коучи, которым поклоняются современные московско-питерские креаклы, в большинстве своем бестолковые неудачники, копирующие друг друга, они составляют ничего полезного не производящую толпу болтунов, одержимых верой в "позитив". Однако, те, кто поболее 35 лет знают Жизнь, уже поняли, что невозможно защитить себя и преуспеть ни в "позитивном" настроении, ни в "негативном". Поскольку мышлением и настроением не исчерпываются инструменты успешности и защищенности, не мешает иногда заниматься беспристрастным анализом собственных уязвимостей, их тщательной и зачастую очень неприятной проработкой. Мода же на тупой "позитив" (влекущая беспечное отношение к вероятной опасности) насаждается потому, что начав думать об угрозах этого мира и переходя в негативное настроение обыватель стремительно теряет ощущение праздника и падает его коэффициент покупательной способности, а такого Потреблятская Матрица допустить ну никак не может.

Обыватель ничего не станет делать без прямой сиюминутной выгоды, не станет напрягаться ради достижения в чём-либо мастерства или повышенной осознанности, если  только его не простимулировать извне стадным примером, угрозой какого-либо ущерба или страхом боли.

Беспокойство и озабоченность в отношении развития своей личности у обычного человека сводится к двум вещам: стремлению избежать урона имиджу и стремлению получить одобрение окружающих.
Почему в 90-е годы залы ломились от желающих заниматься пацанов? Потому что ещё не было компьютерных игр с великолепной графикой, позволяющей чувствовать себя полноценным воином сидя в кресле и тарабаня по кнопкам, а также потому, что процветал бандитизм на улицах и насилие в средних школах. Но никакой реальной тяги к изучению боевого искусства у 99% из тогдашних энтузиастов не было (если бы была, то сегодня по улицам российских городов почтенные учителя боевых искусств ходили бы толпами). Многие, конечно, тогда считали себя фанатами, но то была лишь реакция психики обычных людей на эмоцию беспокойства - в желании соответствовать моде, а также эмоцию страха - по поводу безопасности для своей личности.

Обеспокоенное страхами и стадным чувством эго, бывает, заставляет своего хозяина совершать подлинно героические усилия в стремлении избежать угрозы благополучию физического тела и одновременно готово на подвиги ради того, чтобы заслужить уважение и одобрение окружающих.

Именно под действием этих неосознаваемых страхов обеспокоенные за свои туловища обыватели валом записывались тогда в секции единоборств. Но как только социальная обстановка в стране пришла в норму и каждодневная опасность быть подвергнутым унижению через физическое насилие миновала, мы увидели правду - все эти толпы «бойцов» куда то вдруг испарились, за каких-то пять-семь лет эти полубандитские сообщества просто исчезли! Сейчас эти «воины» живут обычной обывательской жизнью, выбрали тоскливую судьбу потребителя, обросли жирком и позабыли дорогу в залы.
Так что теперь – в спокойное время - мы можем трезво посмотреть на действительное положение дел с интересом защищённого полицией обывателя к боевому искусству.

Этого интереса попросту нет.

Детские группы в расчёт не берём, просто потому, что в детстве люди ещё не живут осознанно и самостоятельно. Важнейшие выборы за ребёнка делают взрослые, а ребёнок играет в предложенные ему взрослыми игры. Да и боевое искусство – спорт вовсе не детский, о чём, похоже, в спортивных федерациях уже стали забывать. Микроскопический процент взрослых людей из всего населения, что каким-то чудом ещё занимаются боевым искусством, равнозначен нулю. Боевое искусство, как исключительно эффективная практика совершенствования личности и оздоровления тела исчезло из сознания обывателей.

Недалёк тот день, когда маркетологи от фитнесса выкинут на помойку истории и спрофанируют все исконные ценности подлинно боевого искусства и само понятие Додзё, как устаревшее, заменят на "карате-салон", где изнеженным инфантилам улыбчивые персональные тренеры будут делать массаж и оказывать платные услуги по научению сжимать кулачок и отважно стукать в мягкую надувную грушу.

Сегодня в тёплых и комфортных помещениях по всему миру занимаются миллионы "тепличных воинов",  воспитаны целые поколения сэмпаев и сэнсэев, не познавших за всю жизнь никакой иной реальности, кроме реальности комфортных занятий по расписанию в чистом и уютном помещении с мягким полом.

Конечно, в этом факте нет ничего предосудительного, он просто отражает процесс развития общества (мы живём уже не в диком средневековье, платим налоги на содержание полиции и в большинстве городов можем даже ночью спокойно ходить по улицам), сейчас ради познания каких-то секретов рукопашного поединка уже не актуально рисковать на занятиях жизнью и здоровьем.

Но с точки зрения подготовки бойца такое положение вещей создало проблему - теперь все получили также "возможность" безнаказанно избегать стремления к правде, подавляющее большинство мнящих о себе, как о идущих по Пути боевого искусства никогда не практикуют тренинг в повседневной одежде на улице, их восприятие фильтрует реальность через призму привычных соревновательных правил и сознание не напрягается размышлениями об условиях уличной драки.

Тепличные воины не понимают, что спортивная подготовка в рамках соревновательных правил - это НЕ ЦЕЛЬ, а лишь один из видов (среди прочих не менее значимых) подготовки Воина, и что самоуспокоенность на основании успешных результатов спортивных поединков, где меряются физической силой и выносливостью двое одинаковых соперников один на один - это опасная самоуспокоенность!

Надо постоянно помнить (и ориентировать методику своей подготовки в том направлении) об условиях реальной драки, где вообще отсутствуют правила и не действуют никакие весовые категории, а действуют групповое нападение, применение опасных орудий, подлость, коварство, темнота и внезапность.


Со временем общественные структуры разрастаются и усложняются, и в двадцатом веке в отношении набиравших популярность Школ боевых искусств проявилась та же закономерность. Боевые искусства были встроены в каноны культуры и социальной этики, что позволило им быстро развиваться в плане увеличения числа занимающихся. Но побочным эффектом проявилось то, что за стремлением к публичности и зрелищности в поединках "тепличных воинов" был забыт главный принцип превосходства в уличном бою: «максимальный ущерб минимальным усилием», то есть в угоду внешней зрелищности и стремлению избавить занимающихся от испытаний болью, возник перекос в сторону игры, хореографии и фитнесса, стало выхолащиваться прикладное боевое назначение.

Бабло, как известно, повсеместно насаждает добро. Настало время защищённости и комфорта. Массовый интерес всегда был далёк от идей тщательного и неспешного совершенствования внутренней природы личности, сейчас же деградация умов поддерживается массмедиа и процесс самоотупления в обществе многократно ускорился.

Интерес большинства изголодавшихся по "красивой жизни" социально обусловленных инфантилов, жизнью и поступками которых руководят мода и шоумероприятия, направлен только вовне - на способы получения пассивного удовольствия. Обыватели паркуют свои автомобили у стадионов и торговых центров, престижных СПА-салонов и модных фитнесс-клубов, грубый и болезненный урок по навыкам самозащиты и выживания в реальной драке ни у кого не получится уже массово продать. Ослабление современных мужчин духом и телом - это результат упорной пропаганды нам лживых признаков "успешной" личности, которые якобы должны выражаться в комфорте и праздности.

Если решил начать серьёзную работу над собой, то стоит для начала понять стратегию руководства того спортивного клуба, куда ты идёшь тренироваться - в устойчивый коллектив со своей системой ценностей, методик и наставничества (где будешь оплачивать реальный ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ и где сам через несколько лет при определённом старании станешь уважаемым участником проекта и наставником), или же ты будешь год за годом относить свои деньги хозяевам модного помещения (куда просто привлечена рекламой разномастная толпа и хозяева вообще не озадачены личностным развитием тех, кто там у них сегодня потеет в залах).

Только если у членов коллектива нет чёткой цели совместного развития, а созданная ими организация не берёт на себя реальной работы по внедрению в общество определённых идей и ценностей, тогда организация не имеет Предназначения и подобное скопление народа может позволить себе такую чудесную вещь, как демократия – синоним безответственности. Это та сахарная приманка, прикрываясь которой очень удобно делать бизнес и разводить лохов!

Возьмём в качестве примера армейский десантный полк. Понятно, что такой коллектив заведомо должен иметь чёткую цель деятельности и определённые задачи своего предназначения, а значит, ни о какой демократии и индивидуализме для членов заточенного на боевую задачу коллектива и речи быть не может!

Если командир, прежде чем давать учебное задание новобранцам каждый раз заискивающе спрашивал бы у них: «Не желаете ли, уважаемые салаги, сделать маршбросок до стрельбища в полном снаряжении под дождём и по колено в грязи?» То те бы, естественно, отвечали: «Погода неподходящяя, командир. Мы в принципе не против боевой подготовки, но давай на стрельбище как-нибудь потом сбегаем, лучше потренируемся в тёплой казарме - в дартс поиграем!»

Нетрудно представить, какова будет в итоге боеспособность такого «демократического» подразделения.

То же и в отношении вопросов обучения навыкам рукопашного боя. Большинство из вознамерившихся постичь боевое искусство никак не понимают, что если инструкторы будут возиться с их жалобами и пожеланиями, вместо того, чтобы принуждать к трудным заданиям, то в такой конкретной специфичной области, как БОЕВЫЕ искусства не видать им рабочих навыков и мастерства, как своих ушей!

И ещё - никакой двигательный и поведенческий навык не отрабатывается за пару дней (так же быстро такой навык забывается и утрачивается). В боевом искусстве, чтобы полагаться на отработанные навыки надо посвятить тренировкам ГОДЫ.

Если вы полагаете, что просмотрев дома купленный видеокурс тут же станете неуязвимы, то вы просто теряете деньги, оплачивая собственную тупость. Мастерство в боевом искусстве сродни овладению сложной профессией, а где это возможно научить, к примеру, управлять самолётом за пару дней?


В давние времена всё было серьёзнее, ученик случалось годами делал безуспешные визиты и дожидался у ворот учителя просто открытия двери! Сейчас же, что любой сопляк, научившийся тратить мамины деньги, что взрослый чудаковатый богач - оба перегружены иллюзиями и думают легко купить мастерство в уверенности, что учитель будет обслуживать их нереалистичные ожидания! Однако, такие избалованные маркетологами покупатели не понимают принципиальной разницы: в отличие от продавца в магазине, тренером боевого искусства предлагается очень специфический "товар" - это ваши собственные будущие: новое тело, новый характер и новый подход к жизни. Такой товар не выдается в готовом виде, а ВЗРАЩИВАЕТСЯ ПОД СУРОВЫМ НАСТАВНИЧЕСТВОМ И ГОДАМИ ВАШИХ СОБСТВЕННЫХ УСИЛИЙ!

И данный процесс подразумевает безоговорочное принятие методики обучения, дисциплину и ваше подчинение наставнику, но никак не услужливое угождение с его стороны вашим просьбам. Вы платите здесь за ПРОЦЕСС приобретения опыта, а не за готовый заранее продукт, вот что нужно понять, и способ передачи вам знаний и навыков определяете увы не вы, а тот, кто их вам может дать, направив вас к определённому опыту! 


Что станет с бойцовским клубом, если последовать тем путём, что нам указывает прозорливая фитнесс-индустрия - тогда нам придётся спросить своего клиента: "Какого обслуживания Вам бы хотелось?" Ответ известен заранее: "Ну, хочу я, это... - к пляжному сезону стать так же крут, как Брюс, Арнольд и Стивен вместе взятые, и всё такое уметь. Но чтоб мне не больно было, чтоб были мне предоставлены всякие электрические тренажёры и я бы на них сидеть мог (а ещё лучше лежать!) и мышцы чтоб при этом сами росли. А хорошо ещё потеть при этом не сильно и чтобы музыка приятная играла!"

И куда, спрашивается, мы в таком случае придём вместе с нашим клиентом? Мы окажемся с ним "вместе", только не будем говорить в каком!


Современные горожане проживают дни и месяцы не вылезая из кирпичных коробок, лишь меняя дислокацию своей задницы - пересаживаясь туда-сюда, меняя одно помещение на другое: утром проснулся - сел за кухонный стол, затем пересел в кресло автомобиля - за рабочий стол - за обеденный стол - снова за рабочий стол - опять в кресло автомобиля - потом на домашний диван, за кухонный стол - ну и наконец (вот молодец!) сменил позу - лёг в кровать.

Если потерявшим всякую связь с Природой и с собственным телом становится плохо от такой сидяче-лежачей судьбы, то и тут они, словно жертвы некой программы на непрерывное сидение-лежание, вновь ищут в каком бы очередном душном помещении эффективно пристроить задницу - относят деньги в обмен на право посидеть на тренажёре и покрутить педали уставившись в бесполезное электронное табло, или за право полежать на массажной кушетке, бывает самые отчаянные из них отваживаются бегать как дрессированная мышь - по электронной беговой дорожке в окружении скучных стен.

Современный человек до того избалован предложениями различных услуг, пристающими к нему на каждом шагу торговцами с листовками, дегустациями и акциями, что совсем сдурел от мнения о собственной важности и потерял порядок в понятиях! Инфантилизм и потребительство стали жизненной философией среднего горожанина. Такие и в бойцовский клуб приходят, будто в супермаркет за покупками, желая тренироваться без принятия на себя обязательств по выполнению нормативов и уровню техники, а когда и как удобно, оплачивая за одно занятие по типу визитов в фитнесс-клуб, ожидая, что вот сейчас им будут услужливо предлагать сервис по обучению драться и всяким трюкам.

Чтобы угодить потребностям инфантилов дельцы от фитнесс-индустрии не так давно придумали какой-то вид "боевой аэробики", там в модных кроссовках новоявленные "бойцы" сотрясая целлюлитными попами в обтягивающих шортиках радостно скачут перед зеркалом под попсовые песенки - передовое направление торжествующей профанации!


Намерение пришедшего нуждается в проверке учителем - достоин ли он, готов ли он к получению серьёзных и опасных навыков! Носители же идеологии "общества потребителей" всё перевернули с ног на голову: вместо того, чтобы выдержать предлагаемый нами трёхмесячный курс тренинга, а потом уже делать умные выводы, они видят несправедливую трагедию в том, что им придётся приобрести неизбежные синяки и первый опыт, ищут способы избежать очевидного выбора, готовы вести бессмысленную электронную переписку, ходить вокруг да около и месяцами раздумывать о том, удобно ли им будет тренироваться по таким-то дням, не много ли с них требуют оплату, достоин ли этот учитель их, таких уникальных и гениально способных, обучать. Почему-то именно такие типы хотят заниматься непременно у какого-то чемпиона, будто все чемпионы мечтают о подобных учениках.

Но даже наконец начав заниматься, такие люди с первых дней выдумывают какие-то особые причины пропусков занятий и ещё обижаются, когда никто не предоставляет им скидок и персонального сервиса. Такие "покупатели" могут бесплатно приобрести у наших инструкторов разве что маршрут из пары-тройки доходчивых русских слов, и ничего более!

Даже если весь мир боевых искусств превратится в торгово-развлекательный комплекс, где все подчинено удовлетворению капризов профанов, наш клуб  не изменит традиционным понятиям Будо о порядке взаимоотношений между тем, кто идет за опасными знаниями и тем, кто эти знания ему дает.

 
 
 

Copyright © 2013 Все права защищены.     Создание сайта Koors media